графиня Анна Варвик (anna_warvick) wrote,
графиня Анна Варвик
anna_warvick

На основе статьи из журнала "Домашний очаг", а также кучи различного материала из Интернета.

Портрет белого платья.


Значение телесной и нравственной чистоты и здоровья приписывали высококачественной белой льняной ткани еще на исходе 15 века, на исходе Ренессанса, хотя подобные вещи входили в быт очень медленно, слабо влияя на общественно сознание. Легкие белые ткани сопутствовали изображению Богоматери, ангелов, но религиозная культура не имела прямого влияния на городской костюм. Заимствования были редки и избирательны. В тот исторический отрезок времени белой ткани отводилась скромная роль акцента, проблескивающего на костюме.
Буржуазный 19 век имел свою мораль, заклейменную в европейской литературе от Бальзака до Достоевского как фальшивую, но ее знаковый лик очевиден: не меняя ничего по сравнению с прошлым веком в положении женщины в обществе, буржуазная шкала нравов определила невесте место «белоснежного ангела», правда, ограничившись венчальным туалетом – символом невинности и чистоты.


Таинственная белизна.

Свадебная одежда сильно разнилась в зависимости от вероисповедания и конфессиональной принадлежности - то, что носили католики, православные, иудеи, мусульмане и представители других конфессий, имело больше отличий, чем сходства. Это существенное обстоятельство, поскольку оно обязывает нас обозначить рамки нашего небольшого исследования - не "свадебный костюм" вообще, а свадебный костюм преимущественно европейский, т.е. бытовавший в рамках католицизма и протестантизма.
Самые ранние изображения средневекового свадебного костюма относятся к 15 веку. Главное, что сохранилось в готическом свадебном костюме из древности, это его новизна - свадебный наряд должен был быть не просто лучшим из имевшихся, он непременно должен был одеваться впервые, т.е. он специально готовился к этой церемонии. Подвенечное платье заказывалось вместе с приданым невесты и составляло часть этого приданого.
Наличие приданого было необходимым условием заключения брака. Невеста должна была привнести в дом большое количество добра, с помощью которого будет осуществляться быт новой семьи. В частности, приданое включало в себя: комплекты постельного белья, парадного и повседневного; оговоренное количество платьев и других предметов одежды; набор столового серебра, ножей и ложек, а после 16 в. - и вилок; посуду; комплекты ювелирных украшений (бриллианты вошли в обиход только после 16 в., а в эпоху Средневековья ценились украшения с изумрудами, рубинами, сапфирами…); мебель, осветительные приборы, ковры и многое другое. Вклад мужа в благосостояние будущей семьи заключался в том, что он обеспечивал дом - место, где новая семья обустраивала свою жизнь. Все это тщательно фиксировалось в свадебном контракте.
Необходимо отметить, что в заключении брака в эпоху cредневековья практически не было места романтическим отношениям, браки заключались исключительно по расчету, и все условия предварительно оговаривались и фиксировались в свадебном контракте с помощью свахи. Свахи действовали во всех классах, сословиях и слоях населения и подбирали невесте жениха в соответствии с ее уровнем, обстоятельствами и даже характером. В подавляющем большинстве случаев браки заключались исключительно внутри одного сословия. У невесты был минимальный шанс с помощью замужества попасть в высшее сословие - для этого ей необходимо было быть поистине прекрасной.
Если девушка была очень молода и хороша собой, то, согласившись на брак с богатым человеком значительно старше себя, она могла подняться по социальной лестнице и даже получить титул. Однако же никакая худородная девушка, даже самая красивая, не могла стать женой особы королевской крови, по той причине, что такие браки считались морганатическими, т.е. недействительными, и дети от такого брака ни при каких обстоятельствах не могли иметь титула и претендовать на трон.
Поскольку подвенечное платье являлось частью приданого, в свадебном контракте тщательнейшим образом фиксировалось, сколько и каких именно тканей (парчи, бархата…), мехов и элементов декора должно уйти на его изготовление. Сторона жениха бдительно следила за тем, чтобы все условия, касающиеся подвенечного платья невесты, строго соблюдались.
В 15 в. уже носили платье с корсетом! Котарди - так называется этот тип платья с высокой талией, всегда с готическим треугольным вырезом и длинными рукавами. В эпоху готики в моде была беременность, и женщины часто носили под платьем специальные накладные "животики", чтобы ее имитировать и создать знаменитый "готический силуэт". Этот силуэт прекрасно представлен в готической скульптуре и живописи и демонстрирует нам "беременных" даже невест - таково было требование моды. Мода на беременность возникла в эпоху крестовых походов и была вызвана тем, что женщины в то время слишком подолгу были одни, пока их мужчины воевали за Гроб Господень в Палестине. Когда мужья возвращались, женщины с удовольствием беременели, и это состояние беременности ассоциировалось со счастьем и благополучием.
В эпоху Барокко в моду вошла полнота. Большие, объемные вещи с крупными рукавами, органично смотрелись на пышнотелых красавицах с пухлыми щечками. В этот период завоевали популярность подвенечные платья желтого и золотого цвета. Главным элементом их декора стало кружево, тоже превратившееся затем в традиционную отделку свадебного наряда.
Начало 17 в., эпоха мушкетеров - это время огромных кружевных воротников. Нижнее белье невесты состояло из трех и более нижних юбок и чулок до колен, и этим ограничивалось. Поскольку ношение панталон в ту эпоху считалось принадлежностью ремесла женщины легкого поведения.
Чулки держались на подвязках, представлявших собой валик, для мягкости набитый хлопковой ватой и завязывавшийся под коленом на бант из лент. Подвязки украшались не только бантами, но и изысканной вышивкой, нередко с кокетливыми девизами, вроде "Каждый охотник знает, где живут кролики" или "Если Вы забрались так высоко, то можете продолжать еще выше". Вторая половина 17 в. привносит в свадебные наряды моду на розовый и коралловый цвета.
В случае, если невеста уже была однажды замужем, т.е. вдова, предполагалось менее роскошное платье предпочтительно темных цветов, например, красное с черным подбором. Однако кружевные элементы допускались и, по-прежнему, играли важнейшую роль. Одним из таких элементов являлся воротник фрэза, который по-русски называли брыжжами или плоеным воротником.
В 18 в. в моду для подвенечных платьев вошли пастельные тона - нежно-голубой, нежно-розовый, светло-зеленый. Эпоха Рококо ввела в моду серебряные и серебристо-жемчужные тона.
Юбки платьев Рококо были очень широкими, поскольку надевались на панье - специальную конструкцию, обеспечивавшую форму крутых широких боков, практически параллельных полу. Корсеты таких платьев были настолько узкими и так сильно подпирали грудь, что она практически выходила наружу. Наряд дополнялся обувью на небольшом каблучке и длинными панталончиками в сборку. Характерным элементом декора эпохи Рококо является обилие цветов и цветочных гирлянд и множества бантов, сочетавшихся с живописными, часто асимметричными подборами.



В конце 18 века доктрина «естественности» и «близости с природой» Жан-Жака Руссо оказала влияние на моду, открыв путь легким, преимущественно белым тканям. Но уже к 1820м годам «белая мода» иссякла. Подешевевшие прозрачные белые ткани стали использоваться на балетной сцене. Появилась балетная пачка и туника. Затоваривание складов светлыми тканями требовало какого-то решительного изменения в моде, которая, как известно, тесно связана с коммерцией.
Парижские модные журналы и портные, руководствуясь истинно французским «виртуозным» практицизмом и поразительным чувством исторического момента, пустились предлагать невестам сверкающие всеми переливами белого цвета туалеты для венчания. Никого уже не интересовала опасная особенность белой ткани, «поглощая» фигуру, царить безраздельно. Барышня утопала в белой материи, только личико едва выглядывало среди белого облака.
Все были счастливы: торговцы, сбывшие залежалый товар, общество, лицезреющее воплощение мечты о чистоте и непорочности, юные невесты, рассматривающие себя в зеркалах. Никто и представить себе не мог, что, несмотря на колоссальные изменения в области морали, социальной реальности и моды 20 века, белые шелка подвенечного платья не будут забыты, они сохранятся как милая реликвия, нежная песня ушедшей эпохи.

Свадебные цветы.

Хотя в каждой эпохе и стране были свои «свадебные цветочные символы», флердоранж все же можно считать самым знаменитым украшением подвенечного наряда. Его название наводит на мысль о цветах апельсинового дерева, тогда как отношения у них лишь родственные. Флердоранж – это бигарадия, или марципановое дерево, субтропическое растение, которое выращивается ради эфирного масла, находящегося в листьях, цветы у него не пахнут и весьма невзрачны.
Искусственные белые цветы делали в разные времена, а в 1807 году итальянцы начали широко использовать бракованные коконы шелкопряда для изготовления белых цветов, напоминающих по форме бигарадию.
В некоторых странах в особых обстоятельствах – например, повторный брак, невест украшали белыми розами (Россия) или венком из полевых цветов (Дания).




Фата или вуаль?

И то, и другое обозначает прозрачную ткань белого или иного светлого цвета (за исключением принятой с 16 века черной траурной вуали), которой украшали головной убор или носили как покрывало.
Для российской культуры различие между этими понятиями существует. Фата – слово тюркского происхождения. В допетровские времена барышни носили фату как дополнение к кокошникам и шапочкам из парчи и бархата. Такая фата была не гладко белой, а затканной золотым или серебряным узором. Обычай набрасывать на голову полупрозрачное покрывало, закрывающее лицо, существовал с библейских времен.
В 18 веке фасоны прозрачных шелковых и кружевных покрывал на голову, употреблявшихся в том числе и для церемонии венчания, получили наименования: «ветхозаветная вуаль» - фата, закрывающая лицо, вуаль «целомудрие» - фата, собранная на затылке и откинута назад.
Красный цвет стал наиболее популярным для уборов невест в конце Средневековья и в эпоху Ренессанса. Однако, появление в 16 в. такого религиозного течения, как протестантизм, и его германской ветви - лютеранства, во главе которого стоял Мартин Лютер, заставило отойти от ярких цветов.
Именно из Германии происходит идея приоритета черного цвета, подхваченная затем испанцами и итальянцами. Технически воцарение черного цвета стало возможным после открытия Америки, откуда, наряду со множеством других невиданных растений и предметов, был привезен черный краситель в количестве, достаточным для массового использования на территории Европы. В предыдущие же века черная краска была слишком дорогой и недоступной большинству населения.




Шелковые водопады.

Во второй половине 19 века, когда белый подвенечный наряд превратился в неизменную часть жизненного уклада в городской среде Европы и России, больше значение играло качество ткани для платья и фаты. Главным поставщиком шелковой пряжи и тканей продолжал оставаться Китай и Индия, большим спросом также пользовалась и продукция французского шелкоткацкого производства в городах Лионе и Туре. Их было до 10 сортов и оттенков, от белого до кремового. Креповые шелка японского производства, в соответствии с французской терминологией, принятой в то время, назывались «понже». Вот как описывает Эмиль Золя отдел по продаже белых шелков в одном из крупнейших парижских магазинов: «… в водопаде белого была, однако, своя гармония; оттенки следовали и разворачивались друг за другом; они зарождались, росли и буйно расцветали как сложная оркестровка фуги, созданная великим музыкантом, и постепенно уносящая душу в беспредельность».




Ничего лишнего.

Белый свадебный наряд сразу же оброс множество условностей, ставших своеобразными «правилась игры». Белое платье допускалось лишь для невесты, венчающейся впервые, независимо от возраста. Венчание в платье с голыми руками было невозможно, дл платьев с таким фасоном надевали перчатки, не оставляющие ни сантиметра обнаженной кожи. Неприличным считалось душиться духами, надевать драгоценности. Лишь ниточка жемчуга могла украшать невесту.




Tags: свадебные платья, статья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments