графиня Анна Варвик (anna_warvick) wrote,
графиня Анна Варвик
anna_warvick

Обувь

Из журнала "Домашний очаг", Марина Колева.

Прогулки в любимых туфлях.


Родословная туфель, ботинок, сапог – это череда узнаваемых силуэтов, которые возвращаются к нам в обновленном виде через много лет. Во все времена они остаются неизменной частью истории костюма.
Важной особенностью всей обуви до 1870-х годов являлось отсутствие различия между левой и правой ногой, так как колодки делались одинаковыми.
Обувь имеет интересную особенность сохранять на протяжении многих тысячелетий все свои лучшие модели – от античных сандалий до туфель на «гвоздиках».
Существует какая-то загадка в исторических судьбах обуви и костюма. Лишь в музейных собраниях и в воображении писателей и кинематографистов остались кринолины, турнюры и шлейфы. Тогда как старинной обуви не угрожает забвение или утрата интереса со стороны современного человека, поражающегося ее удивительному сходству с тем, что «носят сегодня». «Усушенный», уменьшенный вид обуви прошлых эпох порождает заблуждение, что люди тогда имели крошечный размер стопы. А объяснение следует искать в неправильном хранении подобных экспонатов, в их неумелой экспозиции, но прежде всего в тех нежных, уязвимых материалах, из которых шили обувь наши предки.

В самом начале 18 столетия, когда стиль барокко, прикрывающий потертые ботфорты драгоценным венецианским гипюром, отошел в тень истории, возникает острейшая необходимость в ином, изощренном образе жизни, похожем на маскарад в нарядном кукольном домике.
Хрупкость, декоративность, затейливый орнамент (рокайль), дали название новому художественному направлению – рококо. Это был один из самых красивых и двусмысленных спектаклей в истории нравов. Гривуазность (почти непристойность) вошла в моду вместе со слегка укороченным платьем, открывшим наконец-то женские ноги чуть выше щиколотки. Теперь в туалетах светских красавиц появилась не только такая новинка, как шелковые ажурные чулки, но и нарядные туфельки. При прежних модах из-под юбок виднелись лишь носки туфель.
Знаменитый красный каблук, вошедший в большую моду еще в 17 веке и отличавший дворянство от прочих сословий, стал сочетаться с такой новой технологической деталью, как рант, к которому крепили мягкий верх туфель. Тогда же впервые вошла в обиход галоша из ткани, представляющая собой некое подобие туфель без задника на плоской подошве, - ее надевали на обувь и завязывали спереди. Узкий носок нарядных туфель при пошиве закладывали в маленькую складочку для того, чтобы стопа не съезжала вперед. Изящную обувь в стиле рококо изготовляли из парчи, бархата, шелка и украшали всем, что душе было угодно. Кружево, шелковые и перьевые цветы, вышивка гладью – весьма неполный список убранства обуви тех лет. В середине Галантного века входят в моду узенькие туфли на высоких и средних каблуках, из шелка и цветных сортов кожи. Их принято было украшать пряжками, розетками и бантами, переливавшимися в сиянии драгоценных камней и стразов. В самом конце века смерч Французской революции унес в небытие всех персонажей и декорации этой эпохи, полной причуд, наивного вымысла и обольстительной грации.









Изменение общественного строя во Франции, законодательнице мод, сказалось на манере поведения и прочих внешних проявлениях, включая костюм. В напряженной атмосфере Европы стала витать идея «упрощения» образа жизни и предметной среды, перегруженной устаревшими и нефункциональными вещами и понятиями. Врачи, философы, интеллектуалы начали отрыто выступать против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках… и одержали победу.
Художественным стилем этой эпохи стал ампир. Его внешняя, «вещественная» ипостась в образе Прекрасной Нимфы была принята и культивировалась в европейских салонах не менее двух десятков лет. Даже к 1830 годам, когда мода дала задний ход – талия в корсете и громоздкие юбки вновь заполнили гостиные богатых особняков – единственное, что оставалось от прежних медицинских советов, была обувь.
Решающую роль здесь сыграли новые танцы, особенно власть, чья властная стихия вовлекла в свой водоворот огромное количество поклонников. Значение танцев как организующего элемента такого сословно-общественного явления, каким был бал, было велико. Поэтому присутствовать на балах и уметь хорошо танцевать считалось обязательным и воспринималось как норма жизни. Все эти причины самым прямым образом отразились не только на форме нарядной обуви, но и на ее исключительно долгом существовании – в общей сложности шелковые туфли-тапочки на кожаной подошве носили более полувека.
В России такие туфли называли «стерлядками» на схожесть с силуэтом известной рыбы.
Модель «стерлядок» изменилась лишь в деталях. Так, например, носок туфель то заострялся, то делался тупым или округлым. Зато материалы, из которых шили подобную обувь, были весьма разнообразны: шелк, бархат, прюнель, тонкие сорта кожи. Такая однотипная, бескаблучная форма обуви предполагала украшение не только самих туфель, но и белых Чулков, видимых чуть повыше щиколотки. Наиболее распространенным узором были букетики или гирлянды, выполненные в технике глади цветных шелком, или мелкие композиции из бисера. Обувь крепилась с помощью лент, которые завязывались крест-накрест также чуть выше щиколотки.














Начиная с 1870-х годов обувь меняет не только конструкцию, но и материалы. В употребление входят более твердые сорта кожи, исчезают бархат и шелк. Верх собирается из пяти и более деталей, сшиваемых на машине. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Впервые дамы выходят на улицу в высоких башмачках для гуляния. Их изготавливали из гладкой кожи и украшали то мелкими пуговичками, то сквозным узором – перфорацией. Такой же новинкой были и первые дамские ботинки для зимы, опушенные мехом, на небольшом каблучке «рюмочке». Этот вид каблука был очень популярен вплоть до 1920х годов.
В обувном деле произошло, возможно, самое значительное событие за время его существования – форма обуви стала подгоняться под сложные криволинейные очертания стопы.








Tags: обувь, статья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments