графиня Анна Варвик (anna_warvick) wrote,
графиня Анна Варвик
anna_warvick

Category:
Журнал "Домашний очаг", Марина Колева.
Очень интересные статьи до меня на эту темы выкладывала Карлотта, смотрим:
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/88366.html
http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/88778.html

История нижнего белья и купальных костюмов.


Она основывается на «тройственном союзе» - моды, санитарии и гигиены, где вначале тон задавала мода, а соображения целесообразности и здоровья для европейцев оставались на втором плане.
Ведь только в 1677 году А. Левенгук, мастер микроскопических линз, увидел в микроскопе бактерии. Но как до этого великого события, так и 200 лет спустя мало что изменилось в способах борьбы человечества с инфекциями и эпидемиями, опустошавшими целые города.

Рубашка – предмет роскоши?
Задолго до этих событий, приблизительно в 1520 году, великий венецианец Тициан написал «Портрет юноши с перчаткой» в сияющей белизной батистовой рубашке, которая в те времена была бесспорным предметом роскоши: в течение двух веков батистовые рубашки были доступны в Европе очень узкому кругу людей.
Вскоре после написания портрета в Риме вышла книга Бальтасаре Кастильоне «Царедворец», на сто лет вперед опередившая понятия высокого вкуса, элегантности, чувства меры, достоинства в одежде и поведении. Белой батистовой рубашке была уготовлена почти вечная жизнь.
В эпоху рококо дамы надевали платье прямо на корсет, под которым была тонкая батистовая рубашка. Количество рубашек в гардеробе показывало уровень благосостояния владельца. До начала 19 века различий между мужской и женской рубашками не было.

Из-под пятницы...
Прежде чем речь пойдет о корсете, в который утягивались в Европе в течение пятисот лет, следует упомянуть о нижних юбках.
Их шили из полотна, плотного или потоньше, а капризная мода то сажала их на металлический обруч, то начинала головокружительную игру с мельканьем множества мелких юбок из-под платьев (18 век), где главная юбка шилась из шелка и украшалась кружевом. Игривое приподнимание подола платья с целью продемонстрировать роскошную нижнюю юбку считалось очень соблазнительным.
В первой половине 19 века количество нижних юбок было строго регламентировано. К элегантному платью их надевали ровно 6 штук. Они были неизменно белого цвета, другой считался неприличным.

Талия в корсете.
Но все же героем нижнего белья был корсет. Конечно, отнести корсет к белью можно лишь условно, но согласимся с этой условностью, тем более что даже на античных фресках изображалось и утягивание талии, и приспособления, подчеркивающие грудь. Как самостоятельная часть костюма он появился в 14 веке в бургундской моде.
Дамы, желающие следовать моде, претерпевали немалые неудобства. Первый, так называемый большой период корсета, связан с испанской модой середины 16-17вв, которая делала женщину абсолютно плоской. Корсет состоял из деревянных планок, металлических и костяных деталей. Фигуру замыкали в панцирь. Девочкам даже клали на ночь на грудь лепешки из свинца, чтобы грудь не развивалась. Но к середине 17 века французы покончили с этой мрачной модой, вернув к жизни декольте и подчеркивая красоту бюста. Корсеты шили из сатина, атласа, шелка и украшали кружевом. Они стали напоминать дугообразную опору бюста. Если же фигура не соответствовала идеалу, пользовались накладками.
Начиная с конца 18 века в самые дорогие корсеты вшивался китовый ус. Это был очень прочный и гибкий материал. Корсеты надевались на рубашку, поскольку иначе они причиняли бы боль. Их изготовление требовало незаурядного мастерства. Корсетники ценились очень высоко. Стоит заметить, что корсетами пользовались не только женщины, но и мужчины, которые утягивали верхнюю часть туловища.
В короткий период с конца 18 и до начала 19 века женщины могли временно отдышаться от этих «орудий пытки». Ожесточенная борьба против корсетов началась с конца 18 века. Но мода успешно держала оборону, пока, наконец, великий французский дизайнер Поль Пауре в 1905 году не предложил рубашечный покрой платья без корсета. Дав легкую трещину, мода на корсеты вновь устояла.
Окончательно они вышли из моды в 1915 году. Роль женщины становилась иной. Многие, потеряв на войне кормильца, были вынуждены идти работать, в моду вошли укороченные платья. От бывшей чопорной светской дамы теперь требовалась раскованность и уверенность в себе.




Маленькие тайны.
Специалисты по истории костюма упоминают вскользь, что в 16 веке женщины высшего света в Италии и Франции изредка надевали для езды верхом длинные вышитые золотыми нитками кальцоне, или панталоны, но широкого распространения в то время они не получили.
Дальше наступает некая темная полоса, когда, судя по всему, нижнего белья в нашем понимании не было.
Можно с уверенностью сказать, что лишь в первой половине 19 века дамы начали носить панталоны. И хотя эта интимная часть одежды особо не демонстрировалась, на семейных портретах девочки до 14 лет одеты в виднеющиеся из-под платья батистовые панталоны с рюшами, лентами и кружевом. Девицы постарше и дамы скрывали эту часть одежды под юбкой. Панталоны шили из льняного или хлопкового батиста, покрой был самым простым. Швы, идущие по внутренней части ноги, не зашивались почти до колена. Это объясняется очень просто. Заправленные под корсет, панталоны невозможно было несколько раз в день снимать и надевать, ведь корсет туго стягивался шнуровкой или крючками, и без помощи прислуги избавиться от него было невозможно. Нижнее белье из шелка и прочих тканей появилось только в 1920-ые годы, но цвет панталон оставался неизменно белым.

Игривые подвязки.
Очень интересной деталью, объединяющей в одно целое чулки, панталоны, корсет, были подвязки.
Еще в 16 веке англичанин Уильям Ли придумал чулочную машину, причем с весьма высокой производительностью – до 600 петель в минуту. Во второй половине 18 века кроме обычных чулок стали вязаться и шелковые ажурные чулки. Подвязки были той деталью, которая не только удерживала чулки на ноге, но и служила украшением. Мода забавлялась с подвязками очень долго. Было модно вышивать на них девизы. Одна веселая парижанка вышила: «Люби любовь, ты ей обязан жизнью!».
Пряжки, зажимы в виде букетиков и прочие ухищрения явно предназначались для случайного взгляда. Как тут не вспомнить шаловливые приподнимания юбок, столько модные в 18 веке.
К началу 20 века круглые резиновые подвязки исчезают, и чулки удерживаются подвязками, сначала пришитыми к корсету, а позже – к поясу для резинок. На краях таких подвязок имелись специальные зажимы для чулок.

Купальные костюмы.
В Европе испокон веков купались обнаженными, было это привычным и считалось полезным. Но дамы из высшего общества в середине 19 века либо надевали специальные платья, неудобные для плавания, либо окунались в воду в особых плетеных кабинках.
Так или иначе, купальщиц никто не видел, и во что они были одеты – значения не имело. Но к концу 19 – началу 20 века появились смешанные пляжи, и в поле зрения моды попал купальный костюм.
Первые купальные костюмы представляли собой подобие комбинезона из хлопчатобумажного полотна с множеством пуговиц. Их дополняли шляпами. Уместной считалась отделка тесьмой. К 20ым годам мода дает дамам подставить солнцу обнаженные до плеч руки.
С середины 19 века на пляжах стали появляться первые мужчины в купальниках из шерстяного или хлопкового трикотажа в белую и красную полоску. Значительно раньше, чем у женщин, мужской купальник приобрел современный вид.



Tags: мода, нижнее белье, статья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments