графиня Анна Варвик (anna_warvick) wrote,
графиня Анна Варвик
anna_warvick

Categories:

Продолжая тему женского образования

Англия — женское образование в Англии 16-17 веков


Женское образование в стюартовской Англии имело свою предысторию. Гуманизм XVI в. изменил средневековое отношение к женщине, по крайней мере к представительницам из высших социальных слоев. Впервые в истории мужчины признали необходимость женского образования. Большую роль в развитии теорий, обосновавших необходимость образования для женщин, внесли выдающиеся гуманисты Томас Мор, Луис Хуан Вивес и Эразм Роттердамский. Томас Мор (1478-1535), автор знаменитой "Утопии", дал классическое образование не только своему сыну, но и трем дочерям.



Томас Мор

Лучшие учителя обучали их латыни, греческому языку, философии, астрономии, математике. Великий гуманист также самолично контролировал обучение детей, инструктируя учителя дочерей: "На первом месте должна стоять добродетель, знания - на втором, а затем необходимо привить уважение, богопочитание, милосердие ко всем и христианское смирение" .

Мор был уверен в том, что умственные способности женщин ничуть не уступают мужским, а зачастую и превосходят их. Он недоумевал, почему образование не распространяется в равной мере на оба пола, и утверждал: если женщина по своей природе "строптива и порождает больше сорняков, чем плодов", то именно в силу недостаточного ее образования. Мор советовал "более старательно и усердно" заниматься образованием и наставлениями женщин.

Заметный вклад в развитие традиции женского образования в Англии внесла первая супруга английского короля Генриха VIII Екатерина Арагонская. Она сама получила прекрасное образование при дворе своей матери - испанской королевы Изабелы Кастильской и, когда у нее родилась дочь Мария (будущая королева Англии Мария Тюдор), пригласила к ней для последующего обучения испанского гуманиста Хуана Луиса Вивеса (1492-1550). Вивес написал ряд трактатов в защиту женского образования. Его "Наставление для христианки" выдержало 40 изданий и переводов на испанский, английский, голландский, французский, немецкий, итальянский языки.


Juan Luis Vives

В нем автор утверждал, что главное предназначение женщины быть хорошей женой и матерью и для этой роли девушек следует готовить заблаговременно. Их надо обучать чтению книг, содержащих "добродетельные наставления", произведений Платона, Цицерона, Сенеки. Говорил Вивес и о нравственном воспитании девушек .

В работе "План обучения девушек" испанский гуманист давал конкретные рекомендации относительно того, чему и как обучать аристократок . Трактат послужил в дальнейшем для обучения других детей Генриха VIII, в частности Елизаветы Тюдор. Произведения гуманистов оказали заметное влияние на формирование в Англии традиции светского образования женщин, которое заменило монастырское обучение аристократок.

Интерес гуманистов к женскому образованию был обусловлен прагматическими целями. По их убеждению, образованная девушка, вышедшая замуж, становилась не только достойной спутницей супруга, но и его толковой помощницей, рачительной домоправительницей, а также добродетельной матерью, способной воспитать хороших детей. Но поскольку вся деятельность женщины ограничивалась в ту пору домом и хозяйством, то гуманисты не выказывали намерений предоставить ей такое же классическое образование, какое получал мужчина.

Репутацией высокообразованной дамы пользовалась и сама королева Елизавета Тюдор. Будучи принцессой, Елизавета уже готовила себя к управлению страной и ежедневно по три часа проводила за изучением истории. Ее занятия включали также уроки астрономии, математики, логики, философии, архитектуры, поэзии. Она хорошо знала латынь и греческий, свободно изъяснялась на французском, испанском, итальянском языках.


Елизавета (пока еще принцесса)

Елизаветинский двор постепенно обретал черты неформального образовательного центра для аристократок. Женское образование рассматривалось как составляющая часть культуры Возрождения. Общество уважало образованных женщин и восхищалось их интеллектом. Годы правления Елизаветы Тюдор (1558-1603) историки окрестили "золотым веком" образованных леди . Однако уже со второй половины XVI в. встал вопрос о необходимости более утилитарного образования для тех женщин, которые не принадлежали к высшему свету.


Королева Елизавета

И постепенно в общественном сознании англичан идеал образованной женщины был потеснен идеалом домохозяйки, во всем подчинявшейся супругу. В XVII в. женское образование чаще всего носило прагматический характер. Юных аристократок обучали тем предметам - музыке, пению, танцам, рукоделию, домоводству, а также азам чтения и письма на английском и французском, - знание которых могло оказать им реальную помощь в поисках спутника жизни. Мнение о том, что женский удел - это дом и семья, было широко распространено в английском обществе XVII в. Идеальной считалась скромная, добронравная и молчаливая женщина, которая открывала рот только тогда, когда ее о чем-нибудь спрашивали.

Недооценка обществом образования для юных англичанок привела к тому, что уровень образованности женщин в первой трети XVII в. заметно понизился. Образованными считались не девушки, умевшие читать, писать, знавшие счет, зато хорошо вышивавшие и игравшие на струнных инструментах. Классическое образование явно "не вписывалось" в программу обучения аристократок.



Заметное влияние на развитие менталитета женщин и изменение их социального положения оказала Английская революция середины 40-х годов XVII в. Именно на революционный период пришелся "пик" их активности в общественно-политической и литературной деятельности. Многие англичанки не просто потянулись к знаниям, но, вкусив плоды свободы, сами взялись за перо. В результате в суровые годы революции страна узнала имена женщин-памфлетисток, романисток и поэтесс. В то же время образование аристократок и девушек из средних слоев стало заметно отличаться. И если юные аристократки предпочитали заниматься музыкой, танцами, изучали этикет да французский язык, чтобы читать в подлиннике пьесы и романы, и совершенно не желали утруждать себя изучением латыни, то в домах пуритан, напротив, стремились одолеть классическое образование. Несмотря на явное ущемление женщин в правах на получение достойного образования, обучение дочерей стало постепенно приобретать жизненно важную необходимость для семей высших и средних классов страны.





Истоники: Интернет :)
Tags: 16 век, 17 век, женское образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments