графиня Анна Варвик (anna_warvick) wrote,
графиня Анна Варвик
anna_warvick

Category:
Хотела я написать про Аньес Сорель, но меня уже давно опередила eregwen. У нее есть интересный пост про эту женщину с совершенно чудесными портретами. Такого качества изображений я еще в инете не встречала.
Но я все же поимею наглость еще раз затронуть эту тему.

Аньес Сорель вошла в историю как любовница и фаворитка Карла VII. Карл же очень хорошо не только знатокам истории, но и поклонникам рок-оперы «Жанна д’Арк». Правда, судя по портретам, он был не таким милым мальчиком, как в мюзикле ;))

Источник материала: «Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения», хорошо знакомый sananahead :)



В 1444 году в круг придворных дам королевы король Карл VII ввел свою фаворитку Аньес Сорель. Он познакомился с ней, когда та была придворной дамой у Изабеллы Лотарингской, супруг Рене Анжуйского. Целых пять лет молодая красавица властвовала над королем. Он подарил ей сеньорию Боте-сюр-Марн с правом ношения этого имени, потом другие владения.



Ее братья тоже имели отношение к королевскому двору. Двое из них состояли в штате резиденции короля, двое других служили в королевской гвардии.
Аньес занимала при королевском дворе далеко не первостепенное место: вопреки этикету ей прислуживали, как принцессе, и она вела воистину королевский образ жизни. Ее наряды были великолепны, а шлейфы платьев – длиннее, чем у любой другой дамы королевства. Ей поставлялись меха куницы, шелка с Востока, золототканые материи из Египта.
Желая блистать не только нарядами, но и красотой, Аньес обнажала грудь и плечи. Из-за нее мода сделалась еще более откровенной, и это возмущало архиепископа Жана Жувенеля дез Юрсена. Обращаясь к королю, он приводил факты безрассудных трат на шлейфы и гребни, золотые цепочки, драгоценные камни и наряды, называя это роскошью дурного тона, которой подражают мещанки. «Чтобы наряжать дам, - сетовал прелат, -король увеличил сеньорам выплаты из податей, собираемых с бедняков. Бог покарает за такое, ведь женщина, чем меньше разряжена, тем красивее. А те, кто носит прически и шлейфы, - настоящие ослицы, выкрашенные на продажу! Такие дамы обнажают соски, чтобы возбуждать мужчин и выгоднее продаваться».

Напрасно красавица Аньес растратила целое состояние на милостыни и подаяния нищим и церквям, в ней видели лишь алчную королевскую любовницу. Ее упрекали в том, что из-за нее король бросил беременную королеву, дабы блистать на турнирах. Так, в июне 1446 года Карл VII, расположившись в маленькой усадьбе Разийи вдали от королевы, жившей уединенно в замках Монти и Шинон, возглавил вместе с Рене Анжуйским рыцарский турнир «Опасная скала».
Карл пробыл там целых восемь месяцев, в то время как в Шинонском замке королева в одиночестве ожидала рождения ребенка. Свою признательность супруге король выразил лишь тем, что поздравил ее в декабре 1446 года с рождением еще одного сына, прислал 3 тысячи ливров и платье для благодарственного молебна. И они еще что-то говорят про нравы королевского двора времен Эф Джей и Елизаветы :)

Постепенно фаворитка начала играть политическую роль. Ее влиятельным другом стал сын королевского секретаря, Этьен Шевалье, который в 1449 году был назначен секретарем финансов. Он заказал Жану Фуке часослов, который хранится теперь в Шантьии: в нем изображены придворные и Аньес, послужившая прообразом для Мадонны с Младенцем на картине для церкви в Мелене. На этом полотне изображена прекрасная молодая женщина с жемчугом на голове, в сюрко принцессы и в большой королевской крапчатой мантии, с обнаженной левой грудью.



Апофеозом Аньес стало ее водворение в королевской резиденции в Лоше. Попытавшийся вступиться за королеву дофин Людовик был грубо изгнан отцом; фаворитка же учувствовала во всех церемониях и пиршествах.
Аньес родила королю трех дочерей: Марию, Шарлотту и Жанну, их воспитывали при дворе. Умерла она 11 февраля 1450 года от преждевременных родов, однако бытует мнение, что ее отравили.

Остатки Аньес погребли по-королевски. Над местом захоронения ее сердца и внутренних органов, в капелле Нотр-Дам в Жюмьене, высится великолепное надгробие из черного мрамора, над ним – статуя белого мрамора, изображающая молящуюся Аньес с собственным сердцем в руках. Тело ее было перенесено в коллегиальную церковь Нотр-Дам в Лоше и захоронено в середине хоров в саркофаге черного мрамора. Но тело Аньес не оставили в покое: за первой эксгумацией в 1777 годом последовали осквернение и почти полное разрушение могилы во время революции в 1794. В 1806 все, что можно, отреставрировали и поместили в башне королевских покоев, где мраморное надгробие хранится и сегодня.

Tags: Аньес Сорель, история, статья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments